Иллюстрация: pixabay.com
Нулевая ставка будет действовать на территории Евразийского экономического союза (объединяет Россию, Армению, Белоруссию, Казахстан и Киргизию) до 31 декабря 2021 года и будет применяться при импорте электромобилей в эти страны как юридическими, так и физическими лицами.
По словам министра по торговле Евразийской экономической комиссии Андрея Слепнева, отмена ввозной пошлины должна быть эффективной мерой из-за скачка курсов национальных валют и отсутствия внутреннего производства и поможет создать стимулы по формированию необходимой инфраструктуры.
Это не первый случай отмены пошлин на ввоз электромобилей в Россию. Так, пошлины уже обнуляли с 15 сентября 2016 года по 31 августа 2017 года, но тогда этот режим не распространялся на физических лиц, которые все равно уплачивали пошлину в размере 48-54% от таможенной стоимости электромобиля.
Напомним, что в России с каждым годом растет количество зарядных станций и проданных электромобилей (EV). Так, по итогам 2019 года в стране было продано 353 новых электрокара (в 2,5 раза больше, чем в предыдущем году) и 3303 электромобилей с пробегом, что на 48% больше, чем в 2018 году (2237 шт.).
По словам председателя Ассоциации развития Электромобильного беспилотного подключенного Транспорта и Инфраструктуры (Санкт-Петербург) Ии Гордеевой, сегодня сложно говорить, как повлияет отмена пошлины на количество электромобилей – в связи с эпидемией COVID-19 наблюдается серьезное падение доходов предпринимателей и физических лиц.
«Я думаю, что Россию ожидает падение спроса на автомобили в принципе. Что касается отмены пошлины, это где-то 15%, но в связи с падением курса рубля, по факту, мы остались на том уровне цены, которая была и до отмены пошлины. Если бы Россия взяла опыт Белоруссии по отмене НДС, то при отмене еще и таможенной пошлины, итоговая цена на электромобили снизится на 35 процентов, что очень существенно. Если же просто отменить ввозную пошлину то рост курсов валют не позволит количеству электромобилей существенно вырасти в нашей стране», – рассказала Гордеева «Беллоне».
Бонусы от регионов
Одним из серьезных стимулов роста парка EV во всех странах являются льготы, субсидии и различные меры поддержки владельцев электромобилей. Во многих странах приняты свои меры, позволяющие достичь положительной динамики в переходе на электротранспорт. Россия пока не может похвастаться государственным подходом к стимулированию развития электромобильности, однако некоторые регионы действуют на этом поприще самостоятельно.
В частности, регионы могут принять самостоятельное решение об освобождении владельцев электрокаров от транспортного налога. Сейчас нулевая ставка действует в таких городах как Москва (как и бесплатная парковка в центре) и Санкт-Петербург, а также в Московской, Калининградской, Калужской и Тюменской областях.
В Ульяновской области не просто отменили транспортный налог, но и разрабатывают целый пакет мер, чтобы пересадить чиновников на электромобили, перевести весь общественный транспорт на электротягу, развить целую сеть зарядных станций, и т.д. И это несмотря на то, что в регионе на середину 2019 года было зарегистрировано всего 11 «розеточных» машин, и почти не было зарядной инфраструктуры.
Опыт Мурманской области
В начале 2019 года Мурманская областная Дума не поддержала аналогичный законопроект, хотя на то время в регионе привлекалось большое внимание к электромобилям. Несмотря на то, что в регионе официально был зарегистрирован лишь один электромобиль, в столице Заполярья на тот момент уже успешно действовала зарядная станция, которая на сегодняшний день обеспечила не менее 50 зарядок EV и продолжает бесплатно заряжать несколько десятков автомобилей туристов, заезжающих в регион из Норвегии или Финляндии ежегодно.
Летом 2018 года экологическая организация «Беллона» устроила показательный пробег электромобилей из Норвегии в Мурманск и из Санкт-Петербурга в Мурманск, чтобы еще раз подчеркнуть проблему нехватки зарядной инфраструктуры.
С сентября прошлого года в регионе действует вторая зарядная станция для электромобилей, которая расположена в городе Заполярный в 45 км от норвежской границы. За это время она обеспечила как минимум три подзарядки электрокаров из Скандинавии.
«Есть люди, которые считают, что время для таких льгот ещё не пришло, мол слишком мало электрокаров. Но наша задача состоит именно в создании условий для того, чтобы у граждан появился стимул приобретать экологичные автомобили. И не надо ничего и никого ждать», – рассказал «Беллоне» Максим Белов, руководитель фракции ЛДПР в Мурманской областной Думе. Именно он стал инициатором отклоненного законопроекта об обнулении транспортного налога для владельцев EV.
По словам Белова, на весенней сессии Думы планируется рассмотреть новую версию законопроекта, которая предусматривает отмену транспортного налога в Мурманской области для транспортных средств, мощность электродвигателей которых составляет до 147,1 кВт включительно.
«Применив систему льгот и создав необходимую инфраструктуру для зарядки электромобилей, наши соседи-норвежцы, проживающие в тех же климатических условиях, что и жители Мурманской области, к июню 2017 года установили рекорд по продаже автомобилей с электродвигателями. Предполагается, что заведомая отсрочка вступления в силу данного законопроекта на 2021 год будет способствовать росту потенциальных покупателей и их мотивированности на приобретение электромобилей с целью сокращения издержек семейного бюджета», – говорится в пояснительной записке к проекту закона.
«У нас есть поддержка Губернатора Мурманской области, и мы надеемся, что данный законопроект в этот раз будет принят», – рассказал Белов.
А что с аккумуляторами?
Скептики часто ставят в вину сторонникам электрокаров тот факт, что добыча металлов для производства аккумуляторов не является экологичной, кроме того нерешенной остается проблема утилизации аккумуляторов. Если с первым пунктом не поспоришь – добыча металлов (впрочем как и для традиционных автомобилей) во всем мире связана с большим количеством экологических проблем, то решением вопроса утилизации батарей занимаются многие мировые компании.
Сегодня используются несколько способов повторного использования отработавших аккумуляторов. Первый способ – повторное использование батарей в качестве накопителя энергии. Из их ячеек можно создавать промышленные накопители для сетевых и энергетических компаний и промышленных предприятий. Это снижает стоимость энергии для конечного потребителя. Второй способ – разборка батареи на элементы для повторного использования.
В начале 2020 года стало известно, что Fortum, BASF и «Норникель» подписали соглашение о намерениях по созданию кластера вторичной переработки аккумуляторов в финском городе Харьявалта с целью обслуживания нужд рынка электромобилей. Повторное использование стратегически важных металлов, содержащихся в отработанных литий-ионных аккумуляторах (дополнительные объемы кобальта, никеля и других стратегически важных металлов из первичных источников) обеспечит успешное развитие экономики замкнутого цикла и позволит значительно сократить выбросы углекислого газа при производстве аккумуляторных материалов для электромобилей.
«Строительство завода – это будущее. Чем больше будет электромобилей, тем больше будет появляться батарей, и вопрос утилизации встанет серьезно, – объяснила Гордеева. – Сейчас эта проблема остро не стоит, потому что гарантия на аккумуляторы составляет пять-восемь лет, в зависимости от электромобиля. Сейчас аккумуляторы первых автомобилей Tesla подходят к окончанию гарантийного срока, что, конечно, не означает, окончание срока эксплуатации. Дальше батареи пойдут в накопители, а вот дальше на утилизацию».
Источник: ecoportal.su